Виктор Петрович Астафьев

Один из крупнейших русских советских писателей Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. (деревня Овсянка Красноярского края). У Петра Астафьева и Лидии Потылициной это был третий ребенок и единственный: были еще две старшие дочери, которые умерли в младенческом возрасте.

Детство

Прошло несколько лет, и Петр Астафьев по обвинению во «вредительстве» попал в тюрьму. Лидия периодически навещала мужа. Как-то во лодка, в которой она пересекала Енисей, перевернулась. Не удержавшись в лодке, Лидия упала в воду и утонула, зацепившись за сплавную бону косой. Для семилетнего Виктора это была самая тяжелая в жизни утрата, с которой он не смог смириться всю свою жизнь.

Мальчика взяли к себе родители мамы, Илья Евграфович и Екатерина Петровна Потылицины. Бабушка стала для него защитницей и относилась к нему, как мать. Об этом периоде своего детства, оставившем самые светлые и чистые воспоминания, Астафьев рассказал впоследствии I части автобиографического произведения «Последний поклон». Через некоторое время вышел на свободу Петр Астафьев. Он вторично женился и вместе с новой женой и сыновьями (к тому времени родился сын Николай) отправился подзаработать денег в Игарке, куда в свое время была выслана раскулаченная семья отца.

Летом по договору с рыбозаводом он поехал на промысловую рыбалку. Возвратившись в Игарку по окончании путины, Петр Астафьев тяжело заболел и оказался в больнице. Виктор фактически остался сиротой. Отец «дикой деньги», на которую так рассчитывал, не заработал, а мачеха, взаимоотношения с которой не заладились, буквально спихнула со своих плеч обузу. Брошенный родными и мачехой, мальчик лишился средств к существованию и крыши над головой, бродяжничал, потом некоторое время жил в полуразрушенном здании, где некогда была парикмахерская, затем попал в интернат-детдом. «Моя самостоятельная жизнь началась внезапно, без подготовки» — вспоминал он через много лет. Астафьев всегда любил читать. В интернате учитель языка и литературы поэт Игнатий Рождественский заметил в нем талант к сочинительству и начал развивать его.

Вскоре в школьном журнале было напечатано сочинение Астафьева об озере, которое позднее, будучи зрелым писателем, переработал в рассказ под названием «Васюткино озеро». После окончания школы-интерната чужой всему миру подросток вступил во взрослую жизнь непростой предвоенной поры. Детство навсегда осталось позади, в далеком теперь уже Заполярье. Заработав немного денег, Виктор перебрался в Красноярск, окончил железнодорожную школу. Затем работал несколько месяцев на станции Базаиха близ Красноярска составителем поездов.

Война

В 1942 г. Виктор Астафьев попросился добровольцем на фронт. Прежде чем попасть в действующую армию на передовую, в 1942–1943 гг. прошел подготовку по направлению в Новосибирском учебном подразделении. После этого воевал на Воронежском Брянском и Степном фронте (которые впоследствии составили 1-й Украинский фронт). Был связистом в артиллерийском полку, шофером, а после того как получил тяжелое ранение, служил на Западной Украине во внутренних войсках. Отмечен орденами и медалями (орден Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За отвагу», «За освобождение Польши». В 1943 г. состоялось знакомство Астафьева с Марией Корякиной, которая стала его женой. Это были два абсолютно разных человека.

Он был чрезвычайно одарен — она писала только ради самоутверждения; он безумно любил дочь, Мария — сына. Виктор Петрович любил женщин, а она мечтала о его исключительной преданности. Астафьев делал несколько попыток расстаться, но всякий раз возвращался. Она стала его секретарем и домохозяйкой, и несмотря ни на что супруги прожили вместе 57 лет. В 1945 г. Астафьев демобилизовался и с женой приехал на Урал, в город Чусовой. Кем только не работал: плотником, чернорабочим, слесарем, вахтером на мясокомбинате… В 1947 г. родилась дочь, но спустя несколько месяцев умерла от диспепсии, — в тот голодный период у матери не было молока, а продовольственные карточки были крайне ограниченны. В мае 1948 г. родилась вторая дочь Ирина, а два года спустя, в 1950-м — сын Андрей.

Литературная деятельность

1951 г. можно считать началом пути на литературном поприще. Как-то его пригласили на литературный кружок, который проводили сотрудники местной газеты «Чусовской рабочий». Астафьеву предложили что-нибудь попробовать написать в газету, и он за ночь сочинил рассказ, который впоследствии издавался под названием «Сибиряк». До 1955 г. работал корреспондентом газеты. В 1953 г. в Перми была напечатана первая книга «До будущей весны», в 1955-м — сборник детских рассказов «Огоньки».

Также Астафьев писал рассказы для журнала «Смена» и периодического сборника «Приметы времени». 1958 г. ознаменовался выходом в свет романа «Тают снега» и еще двух книг для маленьких читателей. Виктора Астафьева приняли в Союз писателей РСФСР, после чего направили учиться на Высших литературных курсах при Литинституте им. Горького. Два года учебы оказались невероятно плодотворными, это был период расцвета лирической прозы писателя: повести «Перевал» (1959), «Стародуб» и «Звездопад» (1960) принесли ему известность среди широкого круга читателей. В 1969 г. писатель с семьей переехал в Вологду. В это время Астафьев написал повесть «Кража» и рассказы-новеллы, которые составили основу так называемой повести в рассказах «Последний поклон», опубликованной в Перми, а также драмы «Прости меня» и «Черемуха», которые с успехом ставились на сценах многих театров. Начиная с 1954 г. Астафьев вынашивал замысел повести «Пастух и пастушка».

Ее он называл «своим любимым детищем». И вот спустя полтора десятка лет, практически в несколько дней написал черновик и затем начал шлифовать текст. Эта повесть проходила в печать не беспрепятственно и была наконец опубликована в «Нашем современнике» (1971). В 1989 г. автор возвратился к тексту, чтобы восстановить снятое при первом выпуске из соображений цензуры. За эту повесть в 1975 г. Виктор Астафьев был удостоен Госпремии РСФСР им. Максима Горького. Начиная с 1973 г. началась публикация рассказов, впоследствии составивших знаменитую книгу повествований в рассказах «Царь-рыба».

Творчество

Уже первые повести писателя привлекли внимание критики. Так, журнал «Новый мир» резместил статью, где говорилось, что языку Астафьева присущи суровая «шершавость», неприглаженность, «необструганность» образов, свежесть восприятия, живое чувство языка, умение находить многознаначимые детали. Через все творчество писателя красной нитью проходят две темы: деревенская и военная.

Первая наиболее ярко воплощена в повести «Царь-рыба». Документальная основа «повествования в рассказах» (именно так обозначил автор жанр этого произведения) органично переплетена с глубокими размышлениями, публицистическими и лирическими отступлениями. Астафьев с горечью отмечает, что природа беспощадно истребляется, и главная тому причина — духовное оскудение людей.

Военная тема раскрывается Астафьевым с точки зрения простого солдата. Писатель создал образ простого некоего ваньки-взводного, самого обыкновенного «рабочего войны», на которого «всех собак вешают» и все грехи списывают.

Награды его обходят стороной и ему достаются все мыслимые наказания, тем не менее именно на нем и держится армия. Такой отчасти автобиографичный, отчасти обобщающий образ фронтовика, одного из тысяч, привыкшего каждый день смотреть смерти в лицо, Астафьев «списал» с себя и своих однополчан, противопоставив его тыловикам, обитавшим всю войну в прифронтовой зоне (весьма безопасной), которых он глубоко презирал. Повесть «Пастух и пастушка» (1971) писатель рассказывает о влюбленных, которых навеки разлучила война.

О любви и смерти повествует также пьеса «Прости меня» (1980). Очень жестко, обнажено-правдиво, без ложного пафоса и лицемерного патриотизма показывает войну роман «Прокляты и убиты» (1995), за который Виктор Астафьев удостоен премии «Триумф». Книги Астафьева были популярны не только в СССР. Будучи переведенными на многие языки мира, они издавались миллионными тиражами за рубежом.

Последние годы

Писатель без воодушевления принял перемены, которые произошли с началом перестройки в сознании человека, утверждая, что нарушение моральных устоев, характерных для советского времени, и «демократическая свобода» приведет к безнаказанности, вседозволенности и разгулу преступности. Именно об этом речь идет в повести Астафьева «Печальный детектив» (1987). Главный герой пытается вести борьбу с преступниками, осознавая при этом, что его усилия тщетны. Автора ужасает падение нравственности, которое приводит к многочисленным жестоким и немотивированным преступлениям.

В перестроечный период Астафьева хотели втянуть в противостояние разных писательских групп, но всегда присущее писателю здравомыслие и талант помогли избежать политической ангажированности. В последние годы жизни писатель решил поселиться в родном селе Овсянка и дистанцироваться от городской суеты. Здесь его навещали видные деятели культуры, писатели, политики, благодарные читатели. В 1996 Астафьеву была присуждена Госпремия России, в 1997-м — Пушкинская премия международного фонда.

Умер писатель 29 ноября 2001 г., похоронен в селе Овсянка (Красноярский край).