Биография Булата Окуджавы

Российский композитор, поэт, литератор, прозаик Булат Шалвович Окуджава широко известен как один из самых ярких советских исполнителей авторской песни в 50-80-е гг. XX столетия. Его репертуар насчитывает более двухсот композиций. Он стал символом своей эпохи «шестидесятников», одним из наиболее ярких музыкантов и писателей своего поколения. 
 
Довоенные годы 
Необычной и драматической была биография Булата Окуджавы (немногие, кстати, знают, что при рождении он получил имя Дориан, в честь героя известного романа Оскара Уайльда). Он родился 9 мая 1924 г. в Москве. Его родители — убежденные коммунисты. Отец Шалва Окуджава, грузин, приехал учиться в Москву в Коммунистической академии. Мать Ашхен Налбандян, армянка, состояла в близком родстве с известным армянским поэтом Вааном Терьяном. 
 
По окончании учебы В 1926 г. семья возвратилась в Тбилиси. Шалва Окуджава сделал успешную партийную карьеру: был комиссаром дивизии, работал в Тбилисском горкоме партии. Однако после конфликта с Берией попросил, чтобы ему предоставили работу в России, и он был направлен на Урал — сначала парторгом на строительстве завода в Нижнем Тагиле, а затем стал первым секретарем горкома партии. Булат начал обучение в Тбилиси в русском классе, а потом в Нижнем Тагиле, куда переехал вслед за отцом вместе с матерью.
Однако карьеру Шалвы Окуджавы, как и многих коммунистов того времени, оборвал ложный донос. Все происходило по отработанной схеме: ссылка в лагеря, затем расстрел. Ашхен Налбандян вернулась с сыном в Москву и поселилась на Арбате. В 1938 г. ее арестовали и отправили в Караганду, в спецлагерь для жен так называемых «изменников родины», откуда она вернулась только 17 лет спустя, в 1955 г. 
В течение жизни Булат Окуджава почти не вспоминал о тех годах, и только на склоне лет, в 1993 г., рассказал о трагических событиях своей семьи (роман «Упраздненный театр»).
В 1940 г. Окуджава возвратился в Тбилиси к своим родственникам. Окончив общеобразовательную школу, поступил на завод, работал учеником токаря.
Когда началась Великая отечественная война, в 1942 г. семнадцатилетний юноша отправился на фронт добровольцем. Служил минометчиком, радистом артиллерии, участвовал во многих сражениях. Именно в годы войны он написал одну из первых песен «Нам в теплушках не спалось». После серьезного ранения под Моздоком (1943) был отправлен в тыл за линию фронта. 
 
Начало литературной деятельности Булата Окуджавы
По окончании войны, демобилизовавшись, сдал экзамены экстерном за среднюю школу. В 1950 г. окончил Тбилисский университет (филологический факультет) и уехал в село Шамордино (Калужская область), где преподавал в школе русский язык и литературу. Шесть лет спустя в Калуге в местном издательстве был напечатан первый поэтический сборник «Лирика». В 1954 году были опубликованы стихи Окуджавы в газете «Молодой ленинец».
 
Снова в Москве 
В 1956 г. после исторического XX съезда Коммунистической партии, когда был осужден культ личности Сталина, мать Окуджавы реабилитировали. Вместе с Булатом они снова переехали по разрешению правительства в Москву. В том же году он стал членом КПСС. 
С 1957 г. началась активная деятельность Окуджавы на литературном поприще. Он работал на должностях заместителя редактора отдела литературы в «Комсомольской правде», редактора издательств «Молодая гвардия» и «Литературная газета». В 1961 г. повесть «Будь здоров, школяр» была включена в «Тарусские страницы» — литературный альманах, составителем которого был известный писатель Константин Паустовский (именно по ней в 1965 г. режиссер В.Мотыль снял фильм с измененным названием («Женя, Женечка и Катюша»). 
В этот период Окуджава стал приобретать известность и как автор, и исполнитель собственных песен. В 1956–1966 гг. он сочинил многие из тех песен, которые пользуются воистнину всеобщей популярностью и любовью по сей день («Голубой шарик», «Тверской бульвар», «О Леньке Королеве», «Полночный троллейбус», «Сентиментальный марш», «Песня о муравье» «Не бродяги, не пропойцы» и другие). 
В Москве Окуджава работал на должности редактора издательства «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Был одним из самых активных членов литобъединения под названием «Магистраль». В 1962 г. Окуджава был принят в Союз писателей.
Следует сказать, что первые сочинения Окуджавы официальная критика встретила весьма прохладно, усмотрев, к примеру, в повести «Будь здоров, школяр» пацифистские настроения в оценке восприятия войны молодым человеком. В начале 60-х гг. резкому осуждению подверглись и песни: руководство Союза писателей СССР высказало мнение, что они не выражают подлинное настроение и чаяния героической советской молодежи. 
В конце 1960-х гг. Окуджава обратился к изучению исторических событий. Из-под его пера вышел роман о Павле Пестеле «Бедный Авросимов» и пьеса о Михаиле Бестужеве «Глоток свободы». Попутно стал изучать биографию Толстого, заинтересовавшись, почему писателя все время преследовали жандармы. Результатом этих изысканий стал авантюристический роман «Похождения Шипова». Все эти работы получили неоднозначную оценку официальной критики, но тем не менее были положительно восприняты и стали очень популярными среди интеллигенции. 
 
Песни для кинофильмов 
Впервые принял участие в создании кино в 1962 году: в фильме «Цепная реакция» Окуджава исполнил песню собственного сочинения «Полночный троллейбус». А всенародная слава пришла после того, как в 1970 г. на экраны вышел знасенитый фильм «Белорусский вокзал», где звучала одна из самых лучших его песен «А нынче нам нужна одна победа». Интересно, что позже Окуджава рассказывал, что, когда поначалу режиссер предложил написать ему песню для этого фильма, он отказался.
Задача была не просто сочинить песню, но непременно со стилизацией текста под поэзию периода Великой отечественной войны, поскольку по сюжету ее должен был исполнять не профессионал, а обычный солдат, фронтовой поэт, сидящий в окопе и сочиняющий нехитрый строки о своих друзьях. Окуджаве такая задача показалась очень сложной, так как он всегда писал о войне с точки зрения человека, живущего уже в мирное время, тогда как на фронте по-другому говорили, думали, пели. Но память подсказала верные слова и точную музыкальную интонацию. Как-то в одночасье поэт вспомнил фронт и словно увидел перед собой того самого фронтового поэта, который вспоминает о своих однополчанах. Так появилась знаменитая строка «Одна на всех, мы за ценой не постоим...». Впоследствии Окуджава стал автором многих популярных песен для более чем 80 кинофильмов.
 
Вольнодумство: наказание и покаяние
С 1961 г. Окуджава оставил какую бы то ни было работу по найму, приняв решение заниматься исключительно творчеством. В те годы он любил бравировать такой независимостью: в частности, подписал письмо в защиту Даниэля и Синявского, его стихи печатались за границей. Удивительно, но наказания за такое «вольнодумство» не последовало. Не исключено, что причиной тому было его публичное раскаяние, опубликованное в 1972 г. в «Литературной газете».
Хотя через двадцать с лишним лет он эту историю преподносил в несколько ином свете. Якобы его исключили из рядов КПСС за публикации на Западе с предисловием эмигранта, позволившего себе нелестное высказывание в адрес коммунистов. Окуджаву в течение года не печатали, а поскольку нужны были средства к существованию, он написал в «Литературную газету» покаянное письмо. После этого его восстановили в КПСС и стали опять публиковать. 
 
Песенное творчество
Конечно, биография Булата Окуджавы будет неполной, если обойти вниманием его вторую и, наверное, все же главную ветвь его творчества: он был самом ярком представителе авторской песни (вместе с Владимиром Высоцким и Александром Галичем). Первый официальный концерт авторской песни состоялся в 1961 г. в Харькове.
А первые пластинки с записью песен вышли в 1968 г. в Париже и Польше, с середины 1970-х гг. начали выходить в СССР. Но широкую популярность песенное творчество Окуджавы приобрело благодаря магнитофонным записям, и прежде всего среди интеллигенции, причем не только лишь в Советском Союзе, но и в других странах.  
 
Последние годы 
В период перестройки (80–90-е гг.) Окуджава принимал весьма активное участие в жизни страны. В 1990 г. он оставил ряды КПСС, принимал участие в деятельности комиссии по помилованиям при Российском президент,  и комиссии по Госпремиям РФ. Однако в последние годы своей жизни он занял ультрарадикальную позицию к драматическим постперестроечным событиям.
Например, он в числе немногих литераторов поставил свою подпись под «расстрельным» письмом (1993), в котором содержался призыв к власти подавить в крови оппозицию.
Последний концерт Булат Окуджава провел в июне 1995 г. в Париже, а через два года скончался в парижском пригороде Кламар.