Галина Павловна Вишневская

Галина Павловна Вишневская известна всему миру как выдающаяся оперная певица XX столетия, которая обладала удивительной красоты лирико-драматическим сопрано. Ее яркий талант отмечен многими премиями и наградами, и самыми почетными среди них были звания Народной артистки Советского Союза и Командора ордена Почетного легиона Франции. В последние годы жизни была инициатором, основателем и руководителем своего детища, которым стал Центр оперного пения в Москве.

Начало

Яркая, богатая удивительными событиями, непростая биография Галины Вишневской (урожденной Ивановой) началась в Ленинграде 25 октября 1926 г. С самого начала ей пришлось испытать удары судьбы. Она была еще совсем крохой, когда развелись родители и поручили воспитание бабушке, матери отца. Мать ею никогда не интересовалась, и, встретив 13-летнюю дочь, даже не узнала ее. Галина фактически воспитывала сама себя, рано повзрослела. Выжила в блокадном Ленинграде, потеряв бабушку, единственного родного человека. Работала в команде, которая занималась чисткой пожарных труб и разбирала стены домов на топливо в период блокады.

Галина была очень хороша собой: густые, как смоль, волосы, чувственные губы, нежный овал лица, стройная фигура. Больше всего на свете она любила петь. У нее была природная постановка голоса, великолепный слух и редкая музыкальная память.
Ей еще не исполнилось семнадцати, когда в нее влюбился офицер-моряк Вишневский. Галина вышла замуж, мечтая все же стать певицей. Но буквально через несколько месяцев брак распался. В 1944 г. Галина устроилась в ансамбль оперетты, вместе с которым выступала с концертами по воинским частям, селам, играя сцены из популярных оперетт. Было очень непросто: ежедневные выступления в холодных клубах, спали вповалку, платили всего 70 руб. в месяц. Но это была причастность к миру музыки, что казалось ей величайшим благом.
Галина стала учиться музыке в школе для взрослых. Малопрофессиональный педагог испортил ее вокальные данные: пропали верхние ноты, и Галину начали уверять, что ее голос меццо-сопрано. С таким «багажом» она стала брать частные уроки пения у 80-летней Веры Николаевне Гариной. На этот раз Вишневской повезло: Гарина не только разобралась в голосе талантливой ученицы, но и ощутила все особенности физиологии вокального аппарата и показала точные приемы, которые Вишневская легко восприняла. Открылся верхний регистр, и Гарина без колебаний сказала: «Твой голос, конечно же, лирико-драматическое сопрано. Будешь петь. В опере по всему миру!»
Вишневская не мечтала о звездной карьере и продолжала выступать в оперетте. Директор ансамбля Марк Рубин, старше Галины на 22 года, влюбился в нее. В 1945 г. родился сын, но через два месяца от пищевого отравления умер. Жилось голодно, и Вишневская, которая никогда не берегла себя, заболела туберкулезом. Марк Рубин собрал немного денег и отправил Галину в санаторий. И, несмотря на запреты врачей, она все же продолжала петь.

Большой театр

Как-то на Невском проспекте Галина увидела афишу, извещавшую о наборе стажеров Большого театра. Вишневская не без колебаний решила поучаствовать в прослушивании и, к собственному удивлению, прошла на второй тур (он проходил в Москве). Великолепный голос, талант драматической актрисы, незаурядные внешние данные — все это сыграло свою роль, и ее единственную из всех кандидатов приняли тогда в Большой театр.

Режиссер ГАБТа Борис Покровский рассказывал, что она появилась в Большом вдруг, неожиданно, не известная никому, но абсолютно готовая к сцене профессиональная оперная певица, первоклассная исполнительниуа любой партии, любого произведения. К ней отнеслись с большой симпатией и сразу предложили труднейшую партию Леоноры в опере «Фиделио»Бетховена. Затем последовали главные партии в «Евгении Онегине», «Травиате», «Снегурочке», «Аиде» — все они были исполнены с высочайшим мастерством.
Публика полюбила красивую певицу, которая не только имела редкой красоты голос и пела сильно и свободно, но и действовала на сцене в оперных спектаклях удивительно естественно. Очень скоро Вишневская стала ведущей солисткой. В ее репертуаре были все сопрановые партии в спектаклях Большого.

Любовь на всю жизнь

В 1955 г. Галине Вишневской выпала честь петь в Праге на фестивале молодежи и студентов. В этой поездке она познакомилась с талантливым и уже известным тогда виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Он участвовал в конкурсе виолончелистов, который проходил в рамках фестиваля. Нахлынувшее чувство было сильным и взаимным. Летом того же года они стали мужем и женой, в 1956 г. праздновали рождение дочери Ольги. Много пережившая на своем коротком веку, Вишневская, всему театру на удивление, где солистки, чтобы не повредить карьере, ограничивались максимум одним ребенком, выносила второго ребенка, не оставляя сцену так долго, насколько позволяло физическое состояние. Так родилась дочь Елена.
Это был период необычайного расцвета ее уникального таланта. Великий дирижер А. Мелик-Пашаев выбирал для участия в своих спектаклях только Вишневскую. Позже сама певица назовет 50-60-е гг. лучшими в ее творческой деятельности.

Триумф и изгнание

В 60-е гг. состоялись три поездки в США и другие гастроли с Ростроповичем, который выступал как пианист-концертмейстер. Семейный триумф был невероятный. Гонорары полностью избавляли от бытовых проблем. Ростропович и Вишневская вошли в круг друзей гениального композитора XX столетия Дмитрия Шостаковича. Галина стала первой исполнительницей его многих сочинений. Казалось, и личная, и творческая жизнь складывается благополучно.

Но в конце 60-х гг. судьба сделала крутой поворот. Чета музыкантов дружила с писателем А. Солженицыным, и когда его начали преследовать, приютила у себя на даче. С того момента покоя не стало: Вишневскую и Ростроповича преследовала настоящая травля: им запретили выезжать за рубеж, срывались концерты, записи. В итоге в 1974 г. сначала Ростропович, а вслед за мужем Вишневская с детьми покинули пределы СССР.
Официально это была творческая командировка за рубеж на два года. Супруги ехали с советскими паспортами и сохраняли московские места службы в Большом театре и в консерватории. Выступали по гастрольному графику в соответствии с контрактом, заключенном Госконцертом. Сначала в Монако, затем в Израиле, где всегда высоко ценилось русское исполнительство.
Многие семьи не выдерживали испытаний эмиграцией, но союз Ростроповича и Вишневской закалялся в трудностях. На чужбине Ростропович ощутил надежную опору: Галина понимала его характер, была его единомышленницей в музыке, умела находить подход к повзрослевшим дочерям, создавала уют и налаженный быт, обладая тонким вкусом. Эмиграция не изменила ее непримиримый нрав, но научила сдержанности и строгости: в ней уже никто не смог бы узнать озлобленную сиротским детством и опаленной войной юностью девчонку из Кронштадта.
Несмотря но официальный характер поездки, супругов все-таки лишили советского гражданства в 1978 году. Они приобрели квартиру в Париже, но поскольку Ростропович был приглашен на должность главного дирижера Национального симфонического оркестра Соединенных Штатов, семья уехала в Америку. Там было много выступлений с самыми разными творческими коллективами, и творческая биография Галины Вишневской обогатилась новыми произведениями и новыми концертами. Она пела в США премьеры произведений Ландовского и Пендерецкого. Однако в 80-х годах, будучи в расцвете, Вишневская решила оставить оперную сцену. Последний ее выход был в любимой партии Татьяны (опера Чайковского «Евгений Онегин») в Париже на сцене «Гранд-опера». В дальнейшем занималась преподаванием и на сцену выходила только как драматическая актриса.

Возвращение на родину

Но Вишневская и Ростропович постоянно думали о своей Родине, ее беды не оставляли их равнодушными. В 1988 г. супруги организовали благотворительный концерт в Лондоне, весь сбор от которого отправили пострадавшим от землетрясения в Армении.
В первые перестроечные годы они снова обрели российское гражданство и смогли вернуться в Россию. В марте 1992 г. в Большом театре состоялся грандиозный концерт посвященный 45-летию творческой деятельности Галины Вишневской.

Ей символически возвратили пропуск в театр. Певица учредила фонд для оказания помощь ветеранам сцены, куда перечислила все деньги за переведенную на русский язык книгу «Галина», изданную до этого в пятнадцати странах. Через некоторое время в Москву съехалась вся семья: Ростропович, дочка Елена и четверо ее детей, Ольга, ожидающая ребенка.
По инициативе и под руководством Галины Вишневской был создан пенсионный фонд. В 1992 г. она сыграла главную роль в фильме «Прощальный бенефис» (режиссер А. Белинский) по мотивам пьес А. Островского. В 90-х гг. по книге «Галина» французский композитор Мишель Ландовский написал одноименную оперу, и Вишневская по его просьбе стала своего рода и помощником, и консультантом премьерного спектакля, который состоялся в Лионе.
В 2002 г. сбылась заветная мечта Вишневской — в Москве под ее патронатом открылся Центр вокального искусства для подготовки недавних выпускников вокальных факультетов консерваторий к профессиональной деятельности на оперной сцене.

Скончалась Галина Вишневская 11 декабря 2012 г. в Москве на 87-м году жизни.