Чем "лондонское слово" отзовется

13.04.2015

В столице Великобритании литературную Россию представляют либералы и записные русофобы.

«В Лондоне начинается фестиваль русской литературы», - под такими заголовками многие информационные агентства сообщили об открытии 11 апреля фестиваля «Слово» - SLOVO в крупнейшем европейском книжном магазине «Уотерстоунз».

Организаторы анонсировали его как «единственный за пределами России ежегодный фестиваль русской литературы». И добавили: «В этом году программу SLOVO представляют самые громкие имена современной русской литературы и журналистики». Имена всем нам известные, и действительно «громкие».

Владимир Сорокин, о котором даже либеральная «Википедия» пишет, что «сюжеты его произведений неоднократно вызывали разногласия у читающей общественности» в России.

Молодежные активисты проводили акции протеста против его творчества, даже сжигали его книги, подавали в суд, требуя признания их порнографическими.

В марте 2005 года в Большом театре России состоялась скандальная премьера оперы «Дети Розенталя» композитора Леонида Десятникова, либретто которой создал В. Сорокин. После премьеры газета «Московские новости» кратко пересказала содержание оперы: «Алекс Розенталь клонировал композиторов Верди, Чайковского, Вагнера и Мусоргского. Теперь - в июне 1975 года - он занят земным воспроизведением композитора Моцарта. «Вот кость божественного Моцарта», - поет он нетвердым баритоном. Из нее извлекается генетический материал, и Моцарт готов. Проходят годы, наступает перестройка, Розенталь умирает, его лаборатория закрывается, поскольку закончилось финансирование. Клоны классиков мировой музыкальной культуры оказываются на улице и добывают пропитание, музицируя на площади у трех вокзалов. Моцарт влюбляется в местную проститутку Таню и предлагает ей руку и сердце. Но ее надо выкупить у сутенера, для чего брат Чайковский продает последний раритет, оставшийся от былой роскоши, - золотые часы Розенталя. Сутенер по кличке Кела часы берет, но все равно не доволен. В отместку он опаивает всю компанию водкой, отравленной крысиным ядом. Чайковский, Верди, Вагнер, Мусоргский и проститутка Таня умирают в страшных корчах. Моцарт попадает в Склифософского…».

Разумеется, либеральная пресса России занесла творение В. Сорокина в шедевры.

Другой гость фестиваля, представляющий сегодня в Лондоне «русскую литературу» – Олег Радзинский, проживающий в Ницце с паспортом гражданина США в кармане.

В 1982 году он был арестован за антисоветскую деятельность, отсидел пять лет, после чего эмигрировал в США, где занялся бизнесом. Потом вдруг окопался на Лазурном берегу и занялся творчеством. Стал известен благодаря роману «Суринам», который к России никакого отношения не имеет. «Его герой, Илья Кессаль, советский эмигрант, живет в Нью-Йорке и собирается стать инвестиционным банкиром, - говорится в рекламном проспекте книги. - Его жизнь неожиданно меняется, когда Адри, красивая креолка, в которую он влюблен, приглашает Илью посетить своих родных в Южной Америке. Оказывается, семья Адри практикует Уатта-Водун, древнюю африканскую магию: Илью увозят в джунгли, где ему предстоит загадочный обряд. Выясняется, что не только приезд Ильи в Суринам, но и вся жизнь были предопределены заранее и подчинены таинственному Плану, которому служат все окружающие его люди. Илье открывают главную тайну всех религий: как человеку стать Богом».

Наверно, можно и почитать на досуге во время отпуска, но вопрос все тот же: при чем здесь русская литература?

Еще один литератор, который теперь в Лондоне рассуждает о России – Дмитрий Глуховский. Высшее образование получил в Израиле, а потом жил в Германии и Франции, сейчас работает обозревателем рупора либеральной московской интеллигенции журнале «Сноб». Либералы стали его пиарить после появления романа стиле фэнтези «Метро 2033». В нем автор повествует о жизни в Москве после ядерной войны, когда уцелевшие сумели укрыться в лабиринтах метро. Медведи, бродящие по улицам российской столицы – вчерашний день. Апокалиптический кошмар, ужасы, звероподобные чудовища – чего еще желать, если речь идет о России? «Книга, в общем и целом, пустая, - замечал критик Дмитрий Смоленский. - Не спасают ее ни философские банальности, ни рассуждения о судьбе и предназначении человека».

Другой приглашенный - Михаил Эпштейн, которого представляют как культуролога и литературоведа. Родился в Москве и окончил филфак МГУ, в восьмидесятые годы основал и руководил объединением московской гуманитарной интеллигенции «Клуб эссеистов». В последние годы преподает в университетах Англии и США, где неоднократно получал гранты и стипендии. Лауреат премии – премии «Либерти», которая присуждается за вклад в русскую и американскую культуру.

Еще один участник - поэтесса Алла Бошенко. Родилась в Киеве, училась в США, работала в банке «Голдман и Сакс», теперь живет в Лондоне.

Какое отношение имеет к русской литературе?

Пишет на русском стихи. Пригласили в Лондон на фестиваль и «знаменитых русских журналистов», в частности, Сергея Пархоменко и Леонида Парфенова.

Позвали не всех. Самая престижная премия в области литературы в России сегодня - «Большая книга». В прошлом году ее получил Захар Прилепин за роман «Обитель», посвященный истории Соловков. Однако его в списке участников «Слова» нет. Отсутствует и лауреат этой же премии 2013 года за роман «Лавр» Евгений Водолазкин, профессор Института русского языка и литературы «Пушкинский дом» в Санкт-Петербурге. Этот роман сегодня, пожалуй, самая переводимая за рубежом книга современного русского писателя. Не позвали и автора замечательной книги, изданной тиражом уже более миллиона экземпляров, «Несвятые святые» отца Тихона, наместника Сретенского монастыря, который получил за нее уже несколько литературных премий. Нет в Лондоне также лауреатов престижной премии «Ясная поляна» за 2014 год писателей Романа Сенчина, Арсена Титова и Бориса Екимова.

Они не «вписываются», естественно, в либеральную тусовку.

А спонсировал фестиваль «русской литературы» Александр Мамут, создавший в девяностые банк «Империал», у которого Центробанк отозвал лицензию в «связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность».

Ему и принадлежит «Уотерстоунз», так что, как говорят, хозяин – барин. Организатор фестиваля - Светлана Аджубей, невестка знаменитого редактора «Известий» и зятя Н.С. Хрущева. И сама живущая, конечно, в Лондоне. «Светлана Аджубей представляется мне лучшим из менеджеров, кого я встречал в последние годы», - хвалит ее в «Снобе» Дмитрий Быков, участник лондонских фестивалей прошлых лет.

«В русском Лондоне сейчас необыкновенная концентрация талантливых, ярких, умных людей, людей, которые с грустью смотрят на то, что Россия не развивается, что она поворачивается спиной к миру и обращается к своему прошлому вместо того, чтобы смотреть в будущее, - заявила Светлана Аджубей. - Мы все вздыхаем и говорим, что все это происходит потому, что в России нет гражданского общества. А что мешает нам здесь создать гражданское общество, в нашем маленьком русском Лондоне? Мне бы очень хотелось, чтобы наш фестиваль стал такой вот платформой, на которой это сообщество смогло бы начать осознавать себя».

Да ни что не мешает. Поэтому в британскую столицу приглашают именно «гениев русской литературы», не так ли?

Русский поэт Федор Тютчев - его бы сегодня на фестиваль в Лондон точно не позвали - писал: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…».

Как потом отзовется «слово», которое сеют пишущие на русском, но окопавшиеся в Лондоне и за океаном творцы?

Бориса Акунина, участника фестиваля, это очень заинтересовало. «Для меня лично SLOVO - очень интересное событие, - сказал он. - Я буду тоже ходить на мероприятия, смотреть на своих коллег, потому что даже если я встречаюсь в Москве со своими коллегами-писателями, мы не сидим и о литературе не болтаем. Мы обычно выпиваем и говорим о чем-то другом. Так что я с большим удовольствием посижу и послушаю, как мои коллеги говорят о своей профессии, узнаю, как им помогают их ангелы, как они сражаются со своими чертями».

Лондон, судя по всему, то самое место, где чертей – в избытке. «Нам очень важно, чтобы люди в России, услышав о нашем фестивале, не думали, что это какая-то игрушка богатых русских лондонцев, - заверяла С. Аджубей. - Нет, это фестиваль, пронизанный беспокойством о России, желанием участвовать в ее жизни, помочь ей преодолеть эту отстраненность от мира, боязнь смотреть в будущее».

Все это действо, еще раз напомню, назвали «фестивалем русской литературы».

Владимир Малышев
louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet max maillots max maillot woolrich outlet