О писателях путинской России сняли фильм в Британии

11.03.2014

Новый фильм британских документалистов Пола Митчелла и Сары Уиллис "Открытая книга России. Литература путинской поры" начинается с такого монолога известного британского актера Стивена Фрая:

"Мне было, наверное, лет 14, когда я впервые прочел "Евгения Онегина" и "Преступление и наказание". Экспертом я не стал, но любовь к русской литературе сохранилась у меня с тех пор и на всю жизнь. "Война и мир", "Анна Каренина", весь мир России 19 века с ее березками, крестьянами и бесконечными зимами казался очень трудным для описания и для многих малопривлекательным. Взять хотя бы названия: один из моих любимейших рассказов Чехова называется "Тоска". Есть еще "На дне", "Мертвые души", "Записки сумасшедшего". Может сложиться впечатление, что вся русская литература - не что иное, как каталог страданий, горя, и печали. На самом же деле в ней столько всего другого - радости, надежды, человеческого духа. Эти романы трогают меня, и не только меня. Они изменили литературу - в особенности искусство романа - во всем мире. Даже в советские годы книги из России не переставали потрясать западного читателя. Вспомните "Один день Ивана Денисовича" Солженицына или "Доктор Живаго" Пастернака или "Мастер и Маргариту" Булгакова - по моему мнению, лучший роман 20 века. После развала СССР мы на Западе практически перестали слышать что бы то ни было о русской литературе. Но тот факт, что мы перестали читать книги из России, вовсе не означает, что в России их перестали писать. Появились ли новые Толстой и Достоевский? Прямо на этот вопрос вам никто не ответит. Вам скажут, что есть что-то другое. И на самом деле это не так уж и важно. Шесть представленных в этом фильме писателей - наследники одной из величайших литературных традиций мира. Распоряжаются этой традицией они по-новому и абсолютно по-своему".

В центре фильма – фигуры шести современных русских писателей: Дмитрия Быкова, Захара Прилепина, Людмилы Улицкой, Владимира Сорокина, Анны Старобинец и Мариам Петросян.

С использованием фрагментов из фильма и с помощью одного из его авторов – британского документалиста Пола Митчелла – Александр Кан рассказывает о британском взгляде на литературу путинской поры.