Олег Рой: литературе нужна реклама

23.02.2015

2015 год объявлен в России Годом литературы. Один из самых популярных российских писателей Олег Рой в рубрике «Свой взгляд» поделился своим мнением о современной литературе, состоянии библиотек и продвижении положительного имиджа России за рубежом посредством литературы и кинематографа.

Россия всегда славилась балетом, картинными галереями и писателями-классиками. Как Вы считаете, о современных российских писателях будут так же лестно отзываться в будущем?

Здесь все предельно просто: чтобы думать о будущем, нужно жить в настоящем, а сегодня все, что связано с литературой в России, находится в весьма печальном состоянии. У нас очень плохо развита реклама литературы. Кроме того, все меньше и меньше граждан нашей страны (да и всего мира) читают. Мы больше рекламируем литературу не собственных авторов, а зарубежных. Странно, когда руководство нашей страны говорит: «Семья, новое поколение, нравственность», и при этом все рекламируют «Пятьдесят оттенков серого» и подобные произведения.

Становится очевидным диссонанс?

Где-то кто-то что-то путает, по всей видимости. Мы все время говорим о хорошей, правильной литературе, которая должна создаваться в России, при этом выпускаем и гордимся работами Андрея Звягинцева. В такой ситуации закономерен вопрос: какой имидж мы хотим создать для своей страны при помощи литературы и кинематографа? За рубежом с нетерпением ждут нелестное кино о России, но подобных лент уже столько, что хочется чего-то более радужного. Мы привыкли к тому, что во всех западных фильмах именно русские – «плохие ребята», будь то мафия или шпионы. Более того, мы перестали бороться с таким имиджем при помощи современных авторов и сценаристов, которым нужно давать возможность высказаться и всячески поощрять их труд.

Сейчас в любом направлении деятельности есть свои тренды: в политике, искусстве, журналистике. Как можно охарактеризовать современное состояние литературы в России?

На сегодня самый главный тренд, к которому приучили нашу страну несколько последних литературных новинок, – это низкопробная литература. Проблема заключается в том, что нас долго учили подсматривать за тем, как живут другие, через замочную скважину. Делалось это посредством «Дома-2» и подобных проектов. На данный момент именно это интересует людей.

Другой большой тренд в России – это по-прежнему литература детективного жанра. Огромным спросом пользуются работы Александры Марининой, Бориса Акунина, Татьяны Устиновой, Людмилы Улицкой, Дарьи Донцовой и еще огромного числа авторов, которые, так или иначе, преуспели в этом направлении. Детективные романы серьезно опережают другие издания по количеству продаж.

А какая литература пользуется наименьшим спросом?

Сегодня самый невостребованный жанр, как ни странно, – это детская литература. На нее тратится слишком мало средств: она очень дорогая, так как в ней используются полноцветные рисунки. Родители не готовы платить много за тонкие книжки для детей, тем более в нынешних условиях. Мне кажется, что депутатам Государственной думы нужно рассмотреть вопрос об освобождении детской литературы от налогов. Так она будет более приемлемой по цене, и каждый ребенок сможет читать хорошие, доступные, правильно изданные книги.

Говорят, что современная молодежь стала намного меньше читать. Указывает ли этот факт на некую апатию и отсутствие желания развиваться? Если да, как остановить этот процесс?

С этим уже никак нельзя бороться. Надо делать более доступные книги, больше их рекламировать, сделать литературу более важной частью жизни любого человека. Но, так или иначе, количество телеканалов, сериалов, гаджетов и времени, которое можно провести, тыкая пальцем в экран телефона, забирает умного потребителя качественной литературы.

А подрастающее поколение мы можем как-то перенаправить?

Это будет тяжело, но, думаю, перспектива есть. Мы все время занимаемся чем-то – теннис, горные лыжи, дзюдо. Нужно, чтобы занялись еще и чтением хорошей литературы. Главное – иметь лидера, который будет на собственном примере показывать, что читать, как теперь говорят, – это круто. Тогда все будет хорошо. У нас очень начитанный, грамотный и высокоразвитый президент. Люди, к сожалению, не всегда это замечают.

А как Вы оцениваете нынешнее состояние российских библиотек?

Ситуация с библиотеками печальная – они закрываются, с литературой тоже – она дорого стоит. Более того, авторы пишут крайне мало, потому что литература стоит дорого, ее покупают мало. Ежегодно контингент читающих людей сокращается на 12%, а значит, автор получает все меньше и меньше за свое произведение. В результате многие просто бросают это ремесло.

Реально ли сделать российские библиотеки электронными?

Электронных библиотек на сегодня достаточно. Из библиотек нужно создавать полноценные центры досуга, куда люди могли бы приходить не только почитать книгу, но и посидеть в Интернете, позаниматься в кружке, послушать музыку, посмотреть фильм, пообщаться, заняться йогой, вязанием – всем чем угодно. Такие центры должны находиться в шаговой доступности в каждом микрорайоне.

Если бы Вы писали о России, какой бы Вы ее показали? Нужно ли защищать интересы России через литературу?

В моих романах Россия всегда представлена одной из самых перспективных стран для проживания. Россия это заслуживала, заслуживает и заслуживать всегда будет. Мир, в котором мы сейчас живем, крайне негативно реагирует на все, что мы делаем. Поэтому чем больше мы будем давать ему альтернатив, тем лучше для нас и хуже для тех, кто сегодня о нас нелестно отзывается.

Как Вы считаете, если Россия будет усиленно продвигать свой образ в книгах и в кино, будет ли это расценено как пропаганда?

Почти в каждом фильме, отснятом в США, показывается американский флаг, герои говорят о том, что «это родина, мы ее любим», и ничего страшного мы в этом не видим. Почему мы должны стесняться чего-то? Россия – лучшая страна в мире, и мы можем прямо об этом заявлять.

Сложно ли российским авторам печатать свои книги за рубежом, не будучи известными внутри страны?

Не только сложно, но и практически невозможно, это удается единицам. Из пятерки российских фаворитов только один или два издаются за рубежом. Это опять же одно из убеждений западных издательств. Оно заключается в том, что у нас есть собственные авторы, и для них у нас есть и рекламное время, и передачи, а все, что не наше, нас не интересует.

Речь идет только о тех, кто хочет издаться впервые, или и о тех, кто хочет перевести и опубликовать уже изданную популярную в России книгу где-то за рубежом?

Это относится ко всем, даже самым популярным книгам здесь – их не возьмут за рубеж.

Можете ли Вы выделить страны, где проявляется наибольший интерес к российским авторам?

Я бы сказал, что к нам относятся одинаково апатично. К русской литературе интереса нет, если это не классики: Антон Чехов, Федор Достоевский и Лев Толстой. И такое положение дел вполне логично: мы у себя продвигаем западные произведения низкого качества, а они лишь подпитывают наш интерес к последним.

Как Вы работаете с источниками новостей? Что предпочитаете читать и слушать из зарубежных и российских источников?

Я читаю «РБК», «РБК Daily» и «Коммерсант», слушаю радио «РБК» и «Вести». Именно из этих источников я черпаю информацию, которой склонен доверять. Из зарубежных информационных агентств предпочитаю BBC.

2015 год объявлен Годом литературы в России. Эффективна ли, на Ваш взгляд, такая практика «тематических» сезонов в культурном развитии страны?

Не думаю, что подобные мероприятия действительно помогут что-либо изменить в лучшую сторону.

Что угрожает миру в 2015 году? Что или кто будет формировать информационную повестку дня?

США и их бездумная политика. Инициированная ими добыча сланцевого газа негативно сказывается на экологии, они выступают зачинщиками международных конфликтов. Объявляя санкции, американцы не задумываются о том, что эти действия вредят не только нашему уважаемому президенту, но и всей стране.

Мария Смекалова