Пушкин как гешефт

19.02.2015

О спектакле «Борис Годунов» в театре Ленком

Необходимое уведомление: ознакомившись с данной заметкой, читатель может сэкономить от 4,5 тыс. рублей личных средств (цена билета в партер) и сберечь примерно 5 часов драгоценного времени жизни (продолжительность спектакля плюс дорога туда-обратно).

Итак. Есть у нас в столице «Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Московский государственный театр "Ленком"». В полном названии сей творческой площадки два раза встречается слово «государственный», один раз «бюджетный» и один раз «культуры». Запомним эти важные положения.

Художественный руководитель театра - Марк Захаров. Сей деятель культуры  прославился сожжением в телеэфире своего партбилета. Т.е. от проклятой партии человек с ужасом отрёкся, а от театра «Ленком» (имени Ленинского комсомола!) забыл. Более того, гуляя по фойе «бюджетного учреждения», можно встретить стенд, повествующий о том, что Марк Захаров и Ленком уже «сорок лет вместе».

За эти годы было всякое. Так, в стриптиз-клубе, расположенном в здании театра, вспыхнул пожар. Погибло десять человек, четверо получили тяжелые ожоги. «Ленком» - московская «Хромая лошадь», где символическое сожжение партбилета через годы обернулось «синим пламенем» для «детей перестройки». По мистическому совпадению трагедия произошла в дни Великого поста (2007-й год).

Правда, некрасивая история – с какой стороны на неё не глянь - совершенно не повлияла на союз Марка Захарова и «государственного бюджетного учреждения культуры». А жаль! Потому что к «художественному руководству» есть большие вопросы.

В текущем сезоне «Ленком» осчастливил публику премьерой «Борис Годунов» по А.С. Пушкину. Для тех, кто редко бывает в театрах, сразу скажем – наличие в афише имени Пушкина, Гоголя, Чехова, Достоевского и других русских классиков – вовсе не гарантия встречи с высоким искусством. Скорее, наоборот. Перед походом в театр (даже если вам билеты достались даром) внимательно изучите в интернете дополнительную информацию. Отзывы зрителей, например. Вот, в частности, что написали добрые люди на сайте «Театральная афиша» о спектакле «Борис Годунов» в постановке Константина Богомолова.

Элли: «Ужас! Разорванные отрывки, затянуто, ни о чем! Хотели уйти после антракта, но надеялись, что дальше будет  получше... Ошиблись... Жаль потраченного времени».

Екатерина: «"Борис Годунов" - халтура. Назвать действия, происходящие на сцене, спектаклем - невозможно. Собрались люди, открыли интернет и воспроизвели на сцене в хаотичном порядке некие действия. На афише должно указываться, что это не спектакль, а пародия на режиссуру и игру актеров, в противном случае это - обман. Досидеть до антракта не удалось. Ходили втроем, стоимость билетов немаленькая, к сожалению, деньги вернуть не получилось».

Марина: «Если это теперь гений режиссуры [К. Богомолов], то я в театр больше не пойду. Лет пять – точно».

Ну и т.д. Признаться, у меня тоже было сильное желание покинуть спектакль ещё до антракта. Но профессиональный долг журналиста и литератора обязал досидеть до конца этого глупого, мучительного и претенциозного действа. Дабы предостеречь людей, любящих Пушкина, от посещения Ленкома.

«Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет!..», - обещал в дни  кончины нашего национального гения Фёдор Тютчев. А что мы видим сегодня?! На государственной столичной сцене, за народные деньги, совершенно бездарные люди  пытаются устроить свой мелкий гешефт за счёт Пушкина!

Хорошо бы провести такую культурную акцию: пригласить на спектакль весь состав Московского правительства и Мосгордумы (и никого из чиновников не выпускать из театра до окончания действа, а деньги за билеты вычесть из зарплаты!), дабы эти люди своими глазами увидели: КОМУ и на ЧТО они раздают средства налогоплательщиков.

Перейдём к деталям. Что увидит зритель в спектакле «Борис Годунов»? Декорацию, напоминающую интерьер вокзального туалета (кафельные стены из крупной серо-зелёной плитки). На переднем плане – вокзальные же диванчики (здесь и будет разворачиваться основное действо, по типу передачи Андрея Малахова «Пусть говорят», только на телевидении – всё познаётся в сравнении! – драматургия и режиссура выше на пять голов). На несколько плазменных экранов по ходу спектакля выводится весьма убогий текст (пера Константина Богомолова) и видеоряд. Костюмы – современная одежда. Вот, собственно, и вся сценография.

Теперь о том, чего зритель не увидит. Пушкин в спектакле отсутствует полностью – нет ни поэзии, ни мысли, ни летящего русского слова, ни русской истории, ни русской трагедии, ни интонации, ни-че-го! Да, есть некие бормотания в микрофон необязательных отрывков из трагедии «Борис Годунов», но они всё время перемежаются прозаическими (и даже нецензурными!) вставками Константина Богомолова. Это странно: разве у нас законодательно не запрещен мат на сцене?! И кто позволили таким образом дописывать и искажать пушкинские тексты?! Разве классические образцы русской литературы не являются нашим национальным достоянием?! Почему на сцене «государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы» занимаются жульничеством, выдавая за драму Пушкина совершенно иное сценическое произведение?

Этот гешефт так же аморален и незаконен, как если бы, допустим, мелкий лавочник начал торговать компотом собственного приготовления в таре из-под «Кока-колы» и вводить потребителя в заблуждение, утверждая, что у него всё в порядке с лицензией на производство. Поощряя подобный «бизнес» в театральной сфере, руководство Москвы тем самым даёт почву для нескольких версий: 1) чиновникам всё равно на что давать деньги, денег - много; 2) чиновники не знакомы со школьной программой и не читали Пушкина; 3) чиновники не знают, что «Борис Годунов» в Ленкоме не имеет никакого отношения к Пушкину.

Последняя версия звучит не так уж и фантастически, если черпать сведения о постановке из нашей театральной критики. Вот где пир аморализма и непрофессионализма! Как не стыдно, господа! За бесплатный билет в театр, за сомнительное счастье первыми увидеть ту или иную постановку, вы выступаете адвокатами откровенной халтуры. Практически все рецензии на спектакль в либеральной прессе – витиевато-положительные. В кружевах слов и толкованиях образов совершенно невозможно добраться до истины, до оценки: увиденное - это что? Произведение искусства или наспех, кое-как, слепленный капустник, состоящий из «номеров»: титра на экране «Народ - тупое быдло» (не менее 5 минут времени), кривляний под музыкальные фонограммы, ношения фанерных гробов по сцене (не менее 5 минут), диалога двух «целующихся милиционеров», явления девушки в балаклаве и юноши в камуфляже, сцены самоудовлетворения мальчика, которого играет девочка, стрельбы краской из пейнтбольного пистолета и пр.

Хотелось бы узнать, почему театральный обозреватель в государственном издании не ставит очевидный вопрос: а кто дал право издеваться над пушкинским текстом?! Не нравится «Борис Годунов», не актуален?! Бог в помощь, сочиняйте собственную драму на современном материале! Ставьте её на квартире, снимайте на видео, выкладывайте на ютуб или зовите зрителей! (И не через хвалебные рецензии в госпрессе, а путём личного «обзвона» эстетически близких.) И будет вам слава! Но: почему за госсчет, на госцене при поддержке госпрессы надо паразитировать на русской классике?! Право, нам, в культуре, не помешал бы свой Навальный, который вывел бы на чистую воду аферистов, пропихивающих под маркой Пушкина свои бездарные «самовыражения»…

Ну и немного «позитива». Спектакль настолько беспомощен и плох, что лучшим эпизодом в нём стала видеозапись, где кортеж Путина едет на инаугурацию в Кремль через пустой город. На кадры хроники наложена фонограмма государственного гимна Российской Империи с 1833 по 1917 годы «Боже, царя храни». Объективно: это единственно красивое и вдохновенное место в постановке.

К сожалению, данный «номер», песнопения, Путин и мотоциклисты не имеют никакого отношения к пушкинскому «Борису Годунову». Увы. 

Лидия Сычёва