Владимир Маяковский. Мудр и молод

11.03.2014

19 июля Владимиру Владимировичу Маяковскому — знаменитому советскому поэту — исполнилось бы 120 лет… Время не старит Маяковского, характер его, великий дар его.

Пламенность и резкость слова поэта очень сходственны с революцией. А революция — в каких бы качествах она ни проявлялась — всегда остается молодой. Она и в борьбе, и в строительстве, в чувстве, в мысли молода. Истинно энергична. Иными словами, энергия революции в разных своих формах предопределяет молодость того или иного родственного ей явления.

Маяковский — от революции, от ее силового и духовного разряда, и на разных поворотах ее и в разные периоды Маяковский воспринимался всегда по-разному, но всегда мощно.

Маяковский народен, и не только в силу народного характера революции, занявшей ключевое место в его творчестве. Народен он по самой «строчечной сути», по строению фразы — экономной в слове, паузной, то есть редкословной, фразы. Междусловной как бы. И в то же время напряженность мысли у Маяковского никогда не замыкается подтекстом. Пауза-жест. Пауза-действие. Пауза-слово.

Лестничность строки Маяковского именно идет от того, что разговорная интонация никогда не бывает заунывно стройной. Она всегда акцентирована «в весе». В интонационном ряду все как бы расставлено в своих «весовых категориях». Это — свойство разговорной речи. Чем интересен афоризм: он малословен. Больше в паузе, в жесте словом.

Интонация у Маяковского — не для диктовки или виртуозной декламации, а именно для разговора, для действия. Слово — не только написанное на листе, но и произнесенное на листе, содержащее в себе как бы ноту музыки. Не слово-описание, а действие-слово! Маяковский очень хорошо читается. Я бы сказал: «разговаривается» очень хорошо. Частенько слышишь — «ораторский стих Маяковского». Я бы сказал: разговорный, собеседовательный стих в большом пространстве — не в кулуарах, а на площади. Собеседовательный стих на многих, на тысячи. Собеседовательный «во весь голос» стих!

Я склонен считать, что Маяковский самый наиразговорнейший поэт XX века. И здесь он ближе всего к Некрасову по чувству «работы» языка, по чувству жизненной нагрузки (ближе многих поэтов, которых с полным правом называют некрасовцами). Это многоречивый язык с ярко выраженной индивидуальностью собственного лица. Маяковский — драматург в слове, и не только в драматических произведениях, но и в публицистике, в лирике, во всем стиле. А без чувства разговорности этого не бывает.

Маяковский всегда будет явлением. Его нельзя изжить жизнью и смертью остановить.

Маяковский народен, как народна была Советская власть, которой он был предан, как народен коммунизм. А народы по глубинной своей сути сходственны — русские, украинцы, грузины, литовцы… Сходственны по чувству труда, чувству красоты, любви, песни, искусства. Поэтому Маяковский народен на многих языках, не только на русском народен.

Маяковский молод — он «комсомолец» каждого поколения, каждого призыва. Он мудр и молод, Маяковский.

Михаил Шаповал
louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet max maillots max maillot woolrich outlet