Заметки писателя в День пограничника

29.05.2015

В прошлом году, узнав о предстоящей дальневосточной командировке, в Изборском клубе меня напутствовали так: «Непременно побывай в Зарубино, поговори с людьми, посмотри. Ведь этот важнейший пункт страны чуть не продали в «лихие» 90-е!». Сейчас близ озера Хасан запускается один из важнейших проектов России – порт Зарубино.

… 60 километров нашей границы вдоль реки Туманган (Туманная), озера Хасан — удивительное место! Сходясь здесь, Россия с КНДР оставляют Китай в тех же 60 км от моря. Гигантские северо-восточные провинции Китая Хэйлунцзян и Гирин лежат рядом, но выхода к Японскому морю не имеют.

Именно нашим пограничникам довелось открыть долгую боевую страду: Хасан, Халхин-Гол, Финская, Великая Отечественная, советско-японская, - обернувшуюся целой «семилеткой» и закончившуюся почти в тех же местах, где началась летом 1938-го.

«Необходимость обороны», «СССР во вражеском окружении» — пропаганда? А 338 нарушителей, пойманных знаменитым Никитой Карацупой, - фантомы? Бои на озере Хасан: 1600 погибших, 5000 раненых — шутка микадо и Сталина?

Любимцы СССР в 1930-х гг. — летчики, воплощающие удаль, техническую дерзость, - несли еще и обаяние новизны: многие города и углы необъятной страны впервые увидали самолет.

Другая любовь, предмет всенародной заботы и гордости — пограничники вроде не имели в своих арсеналах новинок - только винтовки, лошади, собаки...

Но, наверно, в этой любви было осознание: СССР – единое молодое тело, границы — его кожа, их охрана — сродни тогдашнему культу гигиены, спорта.

…А в «лихие 90-е» Зарубино действительно чуть не сдали Китаю: аренда на 99 лет - намерения продавцов (или «сдатчиков»?) были самые серьезные. Да и Северный Сахалин (рядом по дальневосточным масштабам) уже сдали, назвав эту сделку весьма политкорректно: «Соглашение о разделе продукции». В самых отсталых африканских странах это зовется «концессия», но смысл один: прекращение действия на данной территории национальной юрисдикции. Собственно, вернув Сахалин в российскую юрисдикцию, наш президент и попал в «неприемлемые фигуры». А вот нынешние советско-китайские проекты по Зарубино — пример: можно сотрудничать и без распродажи кусков страны.

Впрочем, о портах, о 2000-х годах я готовлю книгу - некое продолжение моей же «Ближний Дальний. Предчувствие Судьбы», а сейчас вернемся к границам, к 1938-му… Какое-то особое геополитическое чутье народа: сражение на том малом клочке русской земли задало тон – тональность! - на все последующие, тяжелейшие в истории страны годы. 60 км границы с Кореей, захваченной тогда «самураями», — булавочный укол на карте СССР и… такой всплеск подлинно народного, творческого (!) внимания. От тех боев пошла знаменитая песня «Три танкиста»: «в эту ночь решили самураи перейти границу у реки» - именно у реки Туманной (Туманган).

Интересное совпадение: древнее название Туманган оказалось столь созвучно русскому Туманная. Действительно, туманы там часто «плывут над рекой»…

Стоп! Вот же еще одна недооцененная сенсация: «Катюша»! Главная песня Великой Отечественной войны, давшая имя реактивной установке - системе залпового огня.

Благодаря изысканиям ветерана-пограничника, дальневосточного историка Анатолия Смирнова я узнал сей восхитительный сюжет. Уроженка Владивостока Катя Филиппова поступила в Ленинградскую консерваторию, вышла замуж за пограничника, уехала с ним почти на родину, в Хасанский погранотряд. В боях сентября 1938 года сражалась рядом с мужем, награждена. Вскоре на место боев приехали поэт Михаил Исаковский и композитор Матвей Блантер, помнивший Катю по консерватории. Так и родилась Песня.

Ну, не дивно ли? «Катюша», бившая под Сталинградом, Курском, дошедшая до Берлина, – наречена в честь героини Хасана!

Уточнение. Высокие берега Амура в «Трех танкистах» - общий ориентир Дальнего Востока, Образ. Перейти границу самураи решили все ж у реки Туманной. И Катюша, передающая привет – тоже Образ. Обобщение: сражалась у Хасана рядом с мужем одна Катюша, а ждали своих пограничников, сберегая любовь — тысячи.

Говоря о творческой любви, всенародном внимании – я вспоминал песни, что сочинялись и пелись. Пускай самураи по политическим резонам вдруг и обернулись «в эту ночь — вражьими стаями».

Вспомнился известный литературный критик, милейший наш Лев Александрович Аннинский, игравший пяти лет от роду в фильме «Подкидыш» (1939) мальчика, вообразившего себя пограничной собакой. Его отец, Александр Аннинский, был в то время, говоря по-современному, продюсером фильма «Александр Невский», и Лев Александрович как-то рассказал мне, что в мосфильмовской многотиражке он нашел статью Эйзенштейна. Со своей «пограничной сверхзадачей» я уж выберу только соответствующие моменты.

1938 год, знаменитый режиссер подгоняет съемочный коллектив:

«Будем учиться у собственного героя… Огненными буквами должны стоять перед нами… темпы реализации картины. С еще большей яркостью встало перед нами ощущение этой необходимости в дни инцидента на нашей дальневосточной границе… Отрубили рога интервенционной скотине как Александр отрубил рога фон-Балку. Гордый самурай как магистр ордена тевтонских рыцарей преклонил колени… На границе не спят. Не будем спать и мы… Большевистские темпы несут жизнь и победу! Заслуженный деятель искусств Сергей Эйзенштейн».

Потрясающий пример политической, но и духовной переклички. От тевтонских рыцарей – к самураям, от Чудского озера к Хасану.

«Ледовое побоище» сняли летом (посыпанный мел, как вспоминает Аннинский, «дал оптический эффект льда»), а монтировали, поразив страну и мир темпами кинопроизводства, действительно днями-ночами: «на границе не спят!»

Внимание и творческая любовь. Вспомнил и знаменитый футбольный гимн, перед матчами играемый и сейчас, но - без слов: «Эй, вратарь, готовься к бою!/Часовым ты поставлен у ворот./Ты представь, что за тобою/Полоса пограничная идет!»

Тут можно сбиться на шутливое ворчание: мол, не звучат теперь слова-напоминания, и вместо Яшина — пропускающие «плюхи» Филимонов, Акинфеев... Но найдем и добрые примеры к сегодняшнему празднику. Рядом с историческим Хасаном, близ заставы Барабаш, мне довелось походить по заповеднику «Земля леопарда», выйти на ту «полосу пограничную», контрольно-следовую. Представьте, красивейший, редчайший в природе зверь, дальневосточный леопард, на самом краю гибели (26 кошек оставалось) — «зацепился», выжил лишь в охраняемой погранзоне. Участковый инспектор Виктор Серафимович Перепелица порадовал: осенью 2014-го видеокамеры «поймали» кошку с двумя новыми (а он их знает, как своих детей) котятами, 52-м и 53-м гражданами «Земли леопарда». За шесть лет – ни одной гибели леопардов от руки браконьера.

Что обнадеживающего можно найти по «пограничной теме», не выезжая из Москвы? Пожалуй, постоянно полные залы в Музее пограничных войск на Яузском бульваре.

Экспозиции, что называется, мимо не пройдешь: картины, диорамы, оружие, снаряжение контрабандистов, макеты застав. Ветеран погранвойск и писатель, директор музея Николай Берсенев расскажет про знаменитого генерала-пограничника Федора Федоровича Тютчева, сына великого поэта, покажет во всей красе Индуса - собаку Карацупы. Ее, кстати, как и песенных «самураев», тоже пришлось переименовывать. Назвали Ингусом, когда из только что освободившейся Индии в СССР приехали учиться молодые индусы-пограничники.

Я хоть и отталкивался от примера пограничников 1930-х («только винтовка, лошадь, собака»), но в послевоенные годы пришло столько техники, изобретений, что охрана границ стала почти «научным трудом», которому и приезжали обучаться пограничники новорожденных стран. Знаменитый Никита Карацупа ставил на ноги пограничную службу Вьетнама, а генерал Виктор Егоров, один из героев моей книги о Дальнем Востоке, был переброшен из Хабаровска обустраивать границы Афганистана.

Ну, и самый обнадеживающий и вдохновляющий пример, конечно: фильм Сергея Маховикова «Тихая застава». Директор музея Николай Берсенев, военный консультант картины, служил зам. начальника Московского погранотряда, охранявшего границу Таджикистана. Его рассказы — важная частичка великой общей правды, объяснения, почему вообще страна выжила в «лихие 1990-е». Вспоминающим о «трудном встраивании в новый миропорядок, мучительном создании нового уклада жизни» - необходимо представить хоть частичку тогдашних реалий пограничной жизни. Впереди, за «полосой пограничною», - кипящий котел Афганистана, Талибан, Аль-Каида… Позади – Таджикистан с бушующей гражданской войной, штурмы Душанбе. И - нарко-океан разливанный. Прижимаемые к самому краю, здравые таджикские политики с Эмомали Рахмоновым во главе понимают, что тоненькая нитка, охраняемая Московским погранотрядом, - может, последняя надежда, и местное молодое пополнение почти исправно поступает в отряд, составляя порой до 90% рядового состава.

Николай Берсенев вспоминает: таджикские парни маршируют с песней «Как дарага ты для солдата, радная рюсская зимля!».

А российские офицеры месяцами не получают денежного довольствия, и еще - каждый день боестолкновения, переходящие, как летом 1993-го, в полномасштабные сражения с десятками погибших. А действительно, как они выстояли?

Единственным отступлением от новых смутных формулировок была команда в «старой версии», привычный монолит: «На охрану границ… Союза Советских Социалистических Республик… заступить!».

Это все сохранено в «Тихой заставе». Сергей Маховиков: «Это – итог моих отношений с армией и с войной. Более десяти лет я на границе, поездки и с концертами, благотворительными акциями. Конечно, не только граница и пограничники, это и морпехи, и спецназ, и ВВ, ОМОНы и десантники, летчики, но с «погранцами» - больше всего… Хотели переозвучить таджикских актеров, чтоб без акцента… Закира должен был озвучить Джигарханян. Дойдя до сцены с Файзулло, когда убивают Закира, Армен Борисович весь подобрался, как струна. Просмотрел молча, сказал: «Сильная сцена, настоящая… ради такой стоило снимать кино…» Но в итоге его голоса нет в картине, актеры «звучали сами»! Так было надо, и я рад, что не переозвучил их»…

На многолюдном обсуждении в Музее погранвойск я слышал от ветеранов, сквозь вздох: «Это, это… последний советский фильм!» Похвала, означавшая, что они смотрели его – словно по мостику прошли в эпоху, от которой осталось так мало примет. «Последний фильм!»

Однако сказано же: и последние станут – первыми. В обновленной стране, сохраненной их верной Службой.

 

Игорь Шумейко
louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet scarpe hogan outlet air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher air jordan pas cher golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet golden goose outlet max maillots max maillot woolrich outlet